Наверх
Главная » Аналитика

Гуманный царизм: ночью дети могли работать на фабриках не более 6 часов

11 ноября 2017 3 views Нет комментариев Опубликовал:


Российская империя, как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа.

Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло [это ложь, разоблачённая ниже] программу всеобщего обучения для детей России – получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".

И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше – в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.

Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в России отмечают столетие Октябрьской революции, ради разнообразия обратимся к фактам.

В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом.

Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим – его собственный выбор, да еще и следствие греховности.

Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем – речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, образование,

Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.

"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из истории церкви и Российского государства, а также всегда – ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").

Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть – все шло к переделу мира и даже к мировой войне.

Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей.

Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно.

Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии – речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "Указ о кухаркиных детях". Естественно, все дело в деньгах – отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, количество грамотных мужчин и женщин, российская империя|Фото: Накануне.RU

Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты.

В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек.

А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, царское правительство не скупилось на финансирование образования: строились школы и создавались вузы, но система никак не менялась и не улучшала жизнь 80% населения страны. Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

Сегодня нам говорят – промышленность развивалась бурными темпами, не менее бурными, чем строительство и развитие школ для детей. Тем не менее, именно в царской России был огромный процент детей, задействованных в промышленности напрямую.

Чем же занимались 80% детей, если не учились?

Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. Платить этой категории граждан можно было существенно меньше. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.

Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:


  • в Соединенных Штатах – 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);

  • в Англии – 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);

  • в Германии – 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);

  • во Франции – 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);

  • в России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).

А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины – 10,35 руб., подростки – 7,27 руб., а малолетние дети – 5 руб. и 8 коп.

В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ – 14, в обработке бумаги – 58, минеральных веществ – 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах – 40, на табачных фабриках – 69, спичечных – 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.

Но не надо думать, что царя совсем не беспокоил детский труд и положение ребенка в промышленной системе, на шахтах и вредных производствах их не было, а, например, на стеклянных фабриках детей разрешалось ставить на ночную работу только в течение 6-ти часов – очень гуманное решение.

Как известно, большая часть промышленности в Российской империи принадлежала иностранцам, которым приходилось идти навстречу и корректировать суровые законы в отношении детей в пользу получения прибыли. Историки отмечают, что, да, государство было вынуждено ограничивать права несовершеннолетних.

Революция 1917, детский труд в Российской Империи, Челябинск, Чаеразвесочная фабрика Высоцкого|Фото: livejournal.com

Были попытки законодательно урегулировать хотя бы условия труда – запретить работу детям, не достигшим 12 лет, ограничить для детей работу 8 часами, но промышленники не спешили воплощать слабые попытки государства стать гуманным – ведь это вопрос дохода. И если инспекции в больших городах хоть немного улучшали жизнь ребенка, то в глубинке эксплуатация продолжалась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впервые в мире гарантировавший 8-часовой рабочий день ДЛЯ ВСЕХ и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.

Только после революции 1917 года и другие страны были вынуждены озаботиться правами рабочих и подумать о запрете детского труда.

Революция 1917, детский труд в Российской Империи, подросток, уральский горнорабочий, Пермская губерния, 1900 год|Фото: Валерий Москальков

"Котя, котя, продай дитя"

Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян, как "живой товар", который пользовался большой популярностью – наравне с дровами, дичью и сеном.

Торговля детьми, скупка и доставка дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали "извозчиками". Скупщики платили родителям 2-5 руб. и забирали их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, конечно, чадо не успевало умереть с другими детьми во время нелегко путешествия.

В истории остались фольклорные памятники этих "бизнес-проектов" (очень походивших на работорговлю на американском юге начала 19 века, только вместо негров – дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Извозчик "продавал" детей лавочникам или мастерам, новый хозяин мог распоряжаться ребенком по своему усмотрению – взамен обеспечивая кровом и кое-какой едой. Стоит отметить, что детей "продавали" не от хорошей жизни, ведь лишние руки в хозяйстве нужны, а тут подрос помощник – и его отдавать? Дело в том, что дома ребенок, скорее всего, был обречен на голодную смерть. И даже при таких условиях множество детей бежали от хозяев, рассказывали о побоях, насилии, голоде – пешком они возвращались домой оборванными или оставались беспризорниками, затем оказывались "на дне" столичной жизни. Некоторым везло больше – и они могли вернуться в родную деревню в новых галошах и модном шарфе, это считалось успехом. Тем не менее, этот "социальный лифт" государством никак не регулировался.

Октябрь

"Вот у нас монархисты рассказывают, какая Россия была образованная страна. Но у меня только один-единственный вопрос – а большевики совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще создавали систему ликбеза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают – дай-ка мы придумаем себе какую-нибудь проблему! О! Давай будем грамотных обучать грамоте! Ну, как это понимать? Действительно, молодое поколение подданных Российской империи было более-менее грамотно, кто успел пройти через систему церковно-приходских и отчасти земских школ. Но этих земских школ было, как островков в океане", – комментирует преобразования революции историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын в беседе с корреспондентом Накануне.RU.

Принципы будущей системы образования были сформулированы еще в 1903 году в программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, как проходила ликвидация безграмотности|Фото: Накануне.RU

В октябре 1918 власти утвердили положение о бесплатном, совместном обучении детей школьного возраста. Через год подписали декрет об образовании, и теперь все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Система образования проходила различные этапы, как и само государство – рассказывает Накануне.RU историк Андрей Фурсов:

"После экспериментов 20-х годов, в которых были попытки отрицания русской классической системы (в начале 20-х годов были запрещены как буржуазные дисциплины: греческий, латынь, логика, история), но в середине 30-х годов все это было восстановлено так же, как и появилось понятие "советский патриотизм". И 7 ноября перестал быть праздником мировой революции, а стал днем Великой Октябрьской социалистической революции.

Так вот, советская система развила то, что было заложено в русской классической системе образования. И то, что советское образование, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим – это признано во всем мире. Советская система была лучшей
теперь норвежцы и японцы ее копируют".

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Теперь школа отделялась от церкви, а церковь — от государства, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, также запрещались физические наказания детей, и все национальности получили право обучения на родном языке. Более того, большевики озадачились созданием общественного дошкольного воспитания.

Это была культурная революция. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%. Страна получила бесплатное среднее образование и вполне доступное высшее. Профессия учителя уважалась. Школа не предоставляла услугу за деньги, а воспитывала детей, уделяя время и морально-этическим сторонам развития молодого человека.

Качественное высшее техническое образование сделало возможным невозможное – преодоление промышленной пропасти между СССР и странами развитого капитализма. Новый подход к образованию можно назвать успешным, стоит только вспомнить число всемирно известных советских ученых и изобретателей.

"Да, был так называемый "философский пароход" уехал ряд ученых, философов, архитекторов, художников, но это был мизер по сравнению с масштабами нашей страны. По сути, была создана великая культурная цивилизация заново – с нуля практически. Разумеется, опираясь, на колоссальные достижения наших предков: Пушкин, Тургенев, Некрасов и другие классики, писатели и художники, которые отражали верно душу народа, – говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с Накануне.RU.

Но техническая сторона была создана заново. Колоссальное развитие получило именно техническое образование, прежде всего не то абстрактное гуманитарное образование, которое считалось эталоном. Мы создали такое оружие, которое превосходило оружие, создававшееся всей объединенной Европой. Почему это было возможно? Потому что в этот кратчайший срок были созданы новые технические кадры. Образованию уделялось огромное внимание, вкладывались колоссальные средства. Образование было государственным приоритетом. Очень быстро развивалась фундаментальная наука, Академия наук СССР была мощнейшим учреждением, и никто, как сейчас, не претендовал на то, что чиновники будут "рулить" тем, чем занимается Академия наук".

комсомол, СССР|Фото:

Помимо технического образования, в советской системе стоит отметить и такие приятные бонусы, как высокая стипендия, развитое дошкольное и внеклассное образование, бесплатные ясли и детские сады, дворцы пионеров и дома творчества на бесплатной основе, музыкальные школы, спортивное образование и лагеря детского отдыха – в СССР шутили, что если и есть какая-то диктатура в стране, то это диктатура детства.

Что касается беспризорников после Гражданской войны и детей, оставшихся без родителей после Великой Отечественной, то система детских домов кардинально отличалась от нынешней, позволяя выходцам этих социальных учреждений находить свое, зачастую высокое, место в обществе, создавать семьи, получать образование, иметь равные возможности, о чем сейчас приходится только мечтать.

москва 1938 год молодежь ссср|Фото:

Развитие республик

"Октябрь 1917-го событие эпохальное, и перечислить в двух словах все, чего не случилось бы, если бы не эта революция, трудно. Конечно, никого из нас сегодняшних не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, дедушки с бабушками не встретились бы – сам современный облик во многом сформирован именно революцией и возникшим после революции советским государством. Я говорю здесь и об образовании, естественно, и о совершенно другом социальном общественном укладе, – говорит в беседе с Накануне.RU журналист, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Константин Семин.

– Всем есть за что благодарить Октябрь. До революции в национальных республиках империи (в Туркестане, Узбекистане, Кыргызстане) уровень грамотности не доходил до 2%. Некоторые народы
в том числе коренные народы России, как мы называем их сегодня не обладали даже собственной письменностью. Сегодня – это равноправные граждане нашей страны".

Действительно, одним из важнейших отличий СССР от империи было именно развитие национальных республик, равномерное распространение образования.

"СССР – это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. Тут, безусловно, наука, образование, культурная революция. Большой толчок в развитии получили национальные республики. В пику тому, как действовали те же Британская Империя либо США в формате политики колониализма и неоколониализма, Советский Союз вместо того, чтобы выкачивать деньги из своих окраин, наоборот, отправлял значительные средства для того, чтобы наши национальные республики развивались", – напоминает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, количество школ|Фото: Накануне.RU

Что дала революция 1917 года России? Именно образование, которое стало доступно для всех после смены уклада, обеспечило стране возможность "большого рывка", индустриализации, Победы в Великой Отечественной войне, возможность впервые отправиться в космос, оно обеспечило нас, сегодня живущих, защитой в виде "атомного зонтика".

"Что такое атомная бомба? Это продукт колоссального напряжения фундаментально-прикладной науки, это создание сотен производственных предприятий, которые бы обеспечили в кооперации создание этого высокотехнологичного оружия, говорит эксперт Вячеслав Тетекин. За этим стояло не просто создание атомной бомбы, это было бы упрощение, за этим стояло создание мощнейшей фундаментальной науки, которой фактически, особенно в инженерном плане, до 1917 года у нас не существовало. И промышленности у нас до 1917 года такой не было. Ни авиационной, ни автомобильной".

В современной России, как мы видим, происходит распад советской системы всеобщего образования, появляются элитарные школы, высшие учебные заведения все больше переходят на коммерческую основу, доступность образования падает так же стремительно, как и качество.

"О том, какой мощной была система образования в СССР, свидетельствует очень простой факт – вот уже 25 лет наши неистовые ревнители на деньги МВФ пытаются эту систему сломать. Они, действительно, в значительной степени ее подпортили, введя ЕГЭ, болонскую систему, но до конца они ее не доломали, потому что фундамент слишком прочен. Наше образование – и школьное, и высшее это одно из величайших достижений советской системы", резюмирует историк Андрей Фурсов.

советская школа|Фото: maxpenson.com


***


Источник.

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Зачисление детей, проживающих не по микроучастку, начнётся после 1 июля. (далее…)
[2 Фев 2016 | Автор  |  ]
Рубрика Политика
Алексей Ягудин и Татьяна Тотьмянина провели плановый осмотр собственных деток в «Центре детского здоровья», а заодно в первый раз показали новорожденную дочку Мишель. Тотьмянина добавляет — самое главное, что любимый мужчина находится рядом,...
[13 Фев 2016 | Автор  |  ]
Рубрика Культура
Политика «одна семья — один ребенок» была введена в КНР в 70-х года предыдущего века. В 2014 году китайские службы увидели, что работоспособное население уменьшилось, после этого и было принято решение стимулировать рождаемость. (далее…)
[2 Янв 2016 | Автор  |  ]
Рубрика Публикации
Это произошло после того, как исламский судья саудовского происхождения издал фетву (правовую позицию по тому либо иному вопросу) о необходимости казни детей, пишет LifeNews ссылаясь на микроблог «Глаз Мосула». (далее…)
[14 Дек 2015 | Автор  |  ]
Рубрика Общество
33-летняя уфимка Олеся Куприянова была безжалостно убита на Северном Кипре, где проживала последние пару лет с мужем и 2-мя маленькими детьми. (далее…)
[18 Дек 2015 | Автор  |  ]
Рубрика Политика
Странная штука украинский патриотизм. Неладное что-то с ним происходит. И я не имею в виду в данном случае великих вождей украинства, которые на этом патриотизме самым откровенным образом зарабатывают. Речь одёт о «малэнькых» украинцах-патриотах....
[3 Окт 2015 | Автор  |  ]
Рубрика Публикации
Михаил Величко: Средняя школа для зомби. Часть из рассказа Михаила Величко "Беседы о жизни 5": https://youtu.be/IFn67DQiGwIСистема школьного образования для плебса делает из ребёнка биоробота-зомби. Элитарное образование - это домашнее образование. Воспитание...
[17 Апр 2017 | Автор  |  ]
Владимир Базарный: Смертельная плоскость образования. Современная школа учит плоским буквам в плоских книгах. Но человек живёт в объёмном мире. Система образования намеренно отупляет детей, глушит врождённые способности и портит здоровье. Часть...
[22 Мар 2017 | Автор  |  ]
52 жительницы Пензенской области будут награждены медалями «Материнская доблесть» на празднествах, приуроченных Дню матери, которые состоятся на текущей неделе. (далее…)
[28 Ноя 2015 | Автор  |  ]
Рубрика Общество
Михаил Величко: Послушные и безвольные. Часть из рассказа Михаила Величко "Разговоры о жизни 3": http://poznavatelnoe.tv/velichko_razg... Послушание - это отсутствие воли. Воспитывая ребёнка послушным, родители превращают его в безвольного управляемого человека....
[5 Фев 2016 | Автор  |  ]
Михаил Величко: Почему пишут на стенах? Часть из рассказа Михаила Величко "Разговоры о жизни 3": http://poznavatelnoe.tv/velichko_razg... Почему пишут на партах, в лифтах, на заборах, в туалетах? Стадно-стайные инстинкты поведения принуждают человека метить окружающие...
[6 Авг 2015 | Автор  |  ]
Михаил Величко: Воспитание опасностью. Часть из рассказа Михаила Величко "Разговоры о жизни 3": http://poznavatelnoe.tv/velichko_razg... Почему девочки интуитивно уклоняются от опасности, мальчики наоборот, влезают в неё? Разные программы поведения, заложенные...
[15 Июн 2015 | Автор  |  ]
21 февраля в Москве пройдет марш и митинг, заявленный движением "Антимайдан" в годовщину киевской революции. Мероприятие начнется 21 февраля в 12-00 на Страстном бульваре, затем пройдет шествием по улице Петровке и закончится митингом на Площади...
[20 Фев 2015 | Автор  |  ]
Михаил Величко: В какой ВУЗ засунуть ребёнка? Часть из рассказа Михаила Величко "Беседы о жизни 5": https://youtu.be/IFn67DQiGwIКак правильно выбрать образование и профессию для своих детей?Воспитание и образование детей - создание будущего. Как из детей выращивают...
[19 Сен 2017 | Автор  |  ]
Об этом сообщил в среду уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов "Если в 2013 году родились больными или заболели после рождения 65 200 детей, то уже в следующем году, в 2014, их было больше 630 тыс. То есть каждый третий ребенок, родившийся...
[26 Апр 2016 | Автор  |  ]
Рубрика Публикации
АВТОР СТАТЬИ: patriotkaСегодня делегация от ПВО на Селигере 2014 провела акцию «Спасите детей Донбасса».Мы считаем, что подобные акции существенно влияют на общественное мнение на западе, потому что в отличие от СМИ, контролировать интернет практически...
[9 Авг 2014 | Автор  |  ]
С-ПЕТЕРБУРГ, 26 авг – РИА Новости. Правительство вернулось к проектному подходу для поддержки различных сфер, в том числе образования, поскольку ранее это принесло...
[27 Авг 2016 | Автор  |  ]
Рубрика Публикации
В начале 50-х годов прошлого века в дом эскимосов в Гренландии пришли два датчанина и забрали с собой маленькую эскимосскую девочку. Они отправили её в Данию, чтобы сделать из нее датчанку, которая впоследствии вернётся в Гренландию и модернизировать...
[22 Июн 2015 | Автор  |  ]
Рубрика Публикации
Михаил Величко: Как воспитать в ребёнке личность? Часть из рассказа Михаила Величко “Разговоры о жизни 13”: http://poznavatelnoe.tv/velichko_razg... Заложить основы личности в ребёнке можно только тогда, когда он умещается поперёк кровати. Для правильного воспитания...
[1 Сен 2015 | Автор  |  ]
Владимир Базарный: Война против детей. Система школьного образования намеренно калечит детей, причиняя вред здоровью и психике ребёнка. Содержание:0:01:02 - сила сутулости0:03:57 - школьная система для согбенных рабов0:07:40 - синдром гиперактивности0:12:03...
[4 Сен 2017 | Автор  |  ]
Посудите сами, что плохого в социализме для честного человека?Идея равенства людей? Запрет на эксплуатацию одними людьми других? Может, обширные социальные гарантии? Бесплатное жильё или копеечные цены на энергоносители? Может, ужасно – доступные...
[31 Окт 2017 | Автор  |  ]
Образование России скатывает на дно прежде всего то, что образование объявлено частью сферы обслуживанияПолное выступление: https://youtu.be/iz_7OhkLfpwМатериал сайта: http://территориясмыслов.рф/На сайте http://vassermans.ru - политические и экономические видео обзоры...
[29 Авг 2015 | Автор  |  ]
Михаил Величко: Электронно-вычислительное воспитание. Часть из рассказа Михаила Величко “Беседы о жизни 2”: https://www.youtube.com/watch?v=2eaIp...Раннее использование детьми электронных устройств - уклонение родителей от воспитания. При игре на компьютере, телефоне,...
[18 Окт 2016 | Автор  |  ]
Однако окружающие продолжают высматривать округлился либо нет живот у телеведущей, а кроме этого мучать вопросами ближайшее окружение блондинки. (далее…)
[25 Ноя 2015 | Автор  |  ]
Рубрика Культура
Михаил Величко: Как взрываются пушистые бразды. Часть из рассказа Михаила Величко “Беседы о жизни 1”: https://www.youtube.com/edit?o=U&vide...Что получается в основанной на текстах системе образования. Отсутствие зрительных образов приводит к неправильному пониманию...
[16 Мар 2017 | Автор  |  ]

Оставить комментарий

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>